Фетисов Александр Владимирович

Фетисов Александр Владимирович Плитка самая первая из самой первой пробной партии Печать на керамограните по технологии Digital print Выставка Cersaie 2016

Об истории компании ESTIMA Ceramica и планах на будущее рассказывает генеральный директор Фетисов Александр Владимирович.

Александр Владимирович, компания ESTIMA Ceramica ведёт свою историю с 2001 года, когда ситуация в экономике России, и особенно в промышленном секторе, была, мягко говоря, не простой. Тогда многие наши предприниматели предпочитали двигаться по пути наименьшего сопротивления и создавали различные коммерческие структуры. Почему в то трудное время было принято решение развернуть собственное производство, да ещё такое сложное, ориентированное на выпуск керамического гранита?

К концу 1990-х годов я уже имел определённый опыт в организации керамического производства, тогда же мне посчастливилось встретиться с российскими предпринимателями, которые к тому времени успели установить тесные партнёрские связи с итальянскими производителями отделочной керамической продукции и успешно реализовывали её в России. Эти люди, на практике убедившиеся в том, что облицовочная керамическая продукция востребована в России, считали, что нужно создавать в нашей стране собственное производство. Таким образом, идея организации российского предприятия по выпуску керамической плитки уже витала в воздухе. Окончательный выбор места, где предстояло организовать промышленное предприятие, пал на подмосковный Ногинск. Там имелся почти не работавший завод ЖБИ, который, тем не менее, сохранил всю необходимую для производства транспортную и инженерную инфраструктуру.

Вопрос о выборе технологии никогда не стоял, поскольку Италия и в то время и сейчас является абсолютным мировым лидером в керамической отрасли. Опираясь на установленные ранее контакты с итальянской стороной, мы достаточно быстро получили предложение по размещению технологических мощностей на выбранной нами площадке в Ногинске, и в конце 1999 года началось строительство первой очереди завода. А в апреле 2001 года произошло рождение производственной части компании ESTIMA Ceramica – тогда была выпущена первая партия керамогранита под торговой маркой ESTIMA.

Почему, всё-таки, выбор пал на организацию производства керамогранита?

Ответ на этот вопрос кроется в его эксплуатационных характеристиках. Чем же интересен материал, который в народе именуют керамогранитом? Вообще, данное название вводит многих людей в заблуждение: они полагают, что керамогранит – это смесь гранитной крошки с керамической массой, что, разумеется, не соответствует истине. Наиболее точно суть и свойства этого материала отражает его родное итальянское название – gresporcellanato, где gres – остеклованный (ветрифицированный) непористый материал, а слово porcellanato указывает на его очевидное родство с фарфором. Действительно, то, что мы называем керамогранитом, мало чем отличается по составу от истинного фарфора.

В процессе производства керамогранита, в результате всех технологических превращений, из формовочной массы получается плитка с практически нулевым водопоглощением, что чрезвычайно важно при эксплуатации облицовки в климатических условиях нашей страны – плитка не впитывает в себя влагу и не разрушается при низких температурах. В этом состоит фундаментальное отличие керамогранита от обычной керамики с пористой структурой. Этим же и объясняется постоянный и стабильно высокий спрос на керамогранит в отечественном строй комплексе.

Какие трудности пришлось преодолевать на этапе становления предприятия?

Прежде всего, следует отметить, что наш комбинат создавался почти на пустом месте. Имелись некоторые трудовые ресурсы, сохранившиеся от бывшего завода ЖБИ, но к керамическому производству все это не имело никакого отношения. Однако ещё большая проблема заключалась в том, что нам следовало собрать и обучить коллектив для того, чтобы люди смогли обслуживать самое передовое для того времени технологическое оборудование, поставленное из Италии. Здесь трудности встречались буквально на каждом шагу: сложная электроника, сложная механика, вообще сама по себе технология очень и очень не простая. При этом, стояла задача поддержания того уровня качества продукции, который с самого начала был нами определён. Мы решили производить продукцию, которая должна соответствовать самым высшим мировым стандартам и ни при каких обстоятельствах не снижать планку качества, а только поднимать её выше.

 Из этого следует одна особенность нашей компании: постоянное движение вперёд. Как уже говорилось ранее, в 2001 году мы ввели в строй первую очередь комбината в Ногинске, в 2004–2005 годах объёмы производства были удвоены. Параллельно с этим, внимательно отслеживая и анализируя наиболее перспективные тенденции в мировой керамической отрасли, мы постоянно совершенствовали технологии, приобретали дополнительное оборудование. Едва ли проведение такой политики можно считать нашим преимуществом, потому что многие наши друзья-конкуренты также уверенно продвигаются в этом направлении. Другое дело, что мы, однажды выбрав данную концепцию развития предприятия, всегда неукоснительно ей следовали и до сих пор считаем её приоритетной в нашей деятельности.

Как российские потребители отреагировали на первое появление продукции ESTIMA Ceramica на отечественном рынке?

Исторически сложилось так, что облицовочной керамики, прежде всего напольной плитки такого рода и качества, в России не хватало. Ещё до создания собственного керамического производства мы завозили в нашу страну керамический гранит из-за рубежа. При этом, несмотря на востребованность этого материала среди тех, кто хорошо был с ним знаком ранее, не все могли использовать его в связи с более высокой стоимостью импорта. Кроме того было немало потребителей, которые не видели принципиальной разницы между керамической и керамогранитной плиткой, не понимали, как правильно нужно укладывать керамогранит. Поэтому пришлось проделать огромную работу, направленную на продвижение нового материала на отечественный рынок. В результате, ко времени запуска первой очереди комбината в Ногинске, мы сумели развить дистрибьюторскую сеть, и смогли правильно организовать продажи керамогранита торговой марки ESTIMA в России. Кстати, работа в этом направлении продолжается и по сей день.

Какие основные вехи в истории ESTIMA Ceramica, помимо перечисленных, Вы бы ещё могли назвать?

Продолжая рассказ об основных этапах развития компании ESTIMA Ceramica, необходимо вспомнить о том, что в 2010 году пришло понимание того, что имевшихся у нас технологических мощностей явно не достаточно, а попросту говоря, рынку не хватало нашей продукции. Это повлияло на решение открыть еще одно производство в Самаре. Кроме того, хотелось бы отметить, что при утверждении годового бюджета компании, определённая его часть обязательно нацеливается на технологические приращения на наших предприятиях. С одной стороны, это обычная практика, с другой – если обратиться к мировым тенденциям, определяющим изменение потребительских свойств керамогранита, то в ассортиментной политике нашей компании очевиден несомненный прогресс.

Сначала мы вывели на рынок керамогранит, известный в нашей стране как соль и перец. И до сих пор, нравится нам это или нет, мы производим такую плитку, потому что того требует внутренний рынок – далеко не все регионы России сегодня могут себе позволить применять другую, более дорогую облицовку. С течением времени, отталкиваясь от соли и перца, мы начали выпускать плитку с более сложными и выразительными визуальными эффектами. Потом в ассортименте ESTIMA Ceramica появился полированный керамогранит – это был для нас заметный технологический прорыв, потребовавший определённых инвестиций в производство, обучения персонала, освоения иных приёмов декорирования плитки уже в рамках новой технологии.

Получается так, что для компании ESTIMA Ceramica каждый год можно считать этапным, поскольку в наше производство постоянно внедряются те или иные технологические инновации, возможности которых сразу же проявляются в новых коллекциях плитки или в качестве дополнения к уже имеющимся. Вот несколько примеров: почти 7 лет тому назад мы освоили технологию производства глазурованной плитки, а это отражение только что обозначившейся в то время мировой тенденции. Чуть позже в Италии появилась технология Digital print, позволяющая наносить на поверхность плитки любое печатное изображение, вплоть до вполне убедительного воспроизведения живописных шедевров старых мастеров, и мы оказались среди немногих мировых производителей керамогранита, которые первыми приобрели это оборудование. Сейчас в нашем технологическом арсенале уже несколько таких установок. Эти нововведения, в свою очередь, потребовали вовлечения в производственный процесс специалистов уже совсем иного уровня: они должны уверено работать в Adobe Photoshop и других специальных графических программах, уметь правильно выбрать керамические пигменты до обжига плитки, потому что свой истинный цвет и тон пигменты приобретают только после воздействия высокой температуры и так далее.

В отношении маркетинговой политики, можно сказать, что в течение последних полутора-двух лет у нас появились хорошие перспективы на мировом рынке. Продукцию ESTIMA Ceramica уже покупают в 50 странах, расположенных в Северной, Центральной и Южной Америке; Северной, Западной и Восточной Европе; Юго-Восточной Азии; на Ближнем и Дальнем Востоке; в Центральной Азии и на Африканском континенте. Мы надеемся, что география наших поставок за рубеж будет только расширяться. Столь успешное продвижение нашей плитки по всему миру, можно объяснить, в том числе, проводимой нами активной выставочной политики. Наша компания – постоянный участник всех крупнейших отраслевых международных форумов. И вот, что интересно: когда на выставках сравниваешь нашу продукцию с тем, что показывают крупные иностранные производители, не удаётся заметить, сколько-нибудь явных отличий.

Какие самые новые мировые тенденции в сфере производства керамогранита Вы считаете наиболее интересными и важными?

Пожалуй, это увлечение некоторых крупных производителей выпуском большеформатной плитки, например 240х180 см. Наша компания выпускает плитку максимального размера 120х60 см. Полагаю, что в ближайшее время мы не будем переходить к производству керамогранита большего формата, потому, что в течение ещё 3–4 лет в России он вряд ли будет востребован. Для того чтобы удовлетворить потребность российского рынка в керамограните 120х60 см, в этом году мы вложили около 500 миллионов рублей в расширение технологической линии, выпускающей плиту именно этого формата. Такая модернизация уже прошла на предприятии в Ногинске и до конца 2016 года она будет завершена на заводе в Самаре. То есть, оба предприятия будут ориентированы на увеличение выпуска данной продукции.

Следует ли говорить о том, что компания ESTIMA Ceramica, заводы которой используют итальянские технологии и оборудование, на сегодняшний день составляет конкуренцию производителям керамогранита из Италии?

Скажу откровенно, в наших отношениях с итальянцами был такой период, когда они с очевидной неохотой раскрывали перед нами свои технологические секреты. Но когда наши контакты с итальянскими партнёрами окрепли и приобрели устойчивую направленность на длительное взаимодействие, это недоверие прошло. Второе. Нужно понимать, что мы сотрудничаем не с теми итальянскими компаниями, которые производят керамогранит, а с другими, выпускающими технологическое оборудование для серийного изготовления этого материала. Вполне понятно, что разработчикам и производителям технологического оборудования нужно реализовывать свою продукцию, а кому – для них это не имеет значения. Кроме того, есть в Италии фирмы, заинтересованные в оказании промышленникам сервисных услуг. Например, компания, развивающая уже упоминавшуюся технологию Digital print, предоставляет нам расходные материалы для своего печатного оборудования, перспективные варианты декоративных решений будущих коллекций и так далее. В данном случае, итальянцы заинтересованы в воплощении собственных проектных предложений, а кто это сделает – не так важно.

Следует также учитывать, что достаточно большой сегмент рынка, обслуживающего керамическую отрасль, занимают поставки сырьевых компонентов – глазурей, чернил для печатных машин и другое. Такие поставщики стремятся к установлению с предприятиями керамической промышленности надёжных и долговременных деловых отношений. Поэтому, никаких противоречий между нами и нашими итальянскими партнёрами, как правило, не возникает.

Можно ли сегодня прогнозировать, что в недалёком будущем производство керамического гранита пойдет по пути придания этому материалу новых, ранее невиданных технических характеристик?

Производство фарфора придумано не нами, его история насчитывает многие сотни лет, и привнести нечто новое в рецептуру формовочной массы и её обжиг с целью придания готовому изделию неких не свойственных ему ранее утилитарно-функциональных качеств – едва ли возможно, по крайней мере, в обозримом будущем. Другое дело – технологическое оснащение керамического производства. Вот пример: в 1991 году мне приходилось иметь дело с итальянским прессовым оборудованием с удельным давлением на формовочную массу 680 т. Сейчас прессы развивают удельное давление уже в 7000 т! При этом, масса традиционного пресса, в зависимости от развиваемого им усилия и формата плитки, может превышать 250 т. Не говоря об огромной металлоемкости и, соответственно, цене такого оборудования, возникает множество проблем с его транспортировкой, установкой, профилактическим обслуживанием и так далее. Поэтому в наше время на смену обычным прессам, приходит оборудование, действующее совершенно по другому принципу, когда формовочная масса пропускается через валики. Благодаря этому можно регулировать удельное давление не увеличивая металлоемкость и массу станка. Такой же ревизии в наши дни подвергается и другая технологическая оснастка, используемая в процессе производства керамогранитной плитки. Такова доминирующая сегодня тенденция в этой сфере.

Каким будет следующий шаг? – предугадать трудно, как в 2001 году, когда мы строили первую производственную линию в Ногинске, никто не мог предвидеть, что спустя чуть более 10 лет появится спрос на глазурованный керамогранит, а вместе с ним – соответствующее технологическое оборудование. В то время всем казалось, что глазурованный керамогранит – это каменный век, но прошло не так много времени, и все мы ещё раз убедились в том, что «новое – это хорошо забытое старое». Думаю, что и в дальнейшем, мы будем наблюдать возвращение к прежним ценностям. Как бы то ни было, но застойных процессов в сфере производства керамогранита в обозримой перспективе не ожидается, а если так, то и компания ESTIMA Ceramica будет идти по пути дальнейшего развития.

Источник: ИД Строительный эксперт.

10
Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (4 votes)
Для любых предложений по сайту: [email protected]