История крымскотатарской керамики

Мастерская EL-CHEBER Двор мастерской EL-CHEBER Рустем Скибин Занятие в студии EL-CHEBER На ярмарке в Пирогово (г.Киев) На ярмарке в Пирогово (г.Киев) На Сарочинской ярмарке Мастер-класс на ул.Караимской г.Гезлев (Евпатория) Крымскотатарская керамика

Слово «керамика» произошло от греческого keramos, что в переводе означает «глина». В традиционном понимании - это изделия, полученные путём спекания глины или смеси глин с различными добавками. Это древнейшее искусство, рождённое в доисторические времена, изначально преследующее исключительно функциональные цели. По прошествии времени, совершенствовались свойства и формы, улучшалось качество черепка, оттачивалось мастерство ремесленников. К тому же появилось стремление к творчеству. Делать изделия уникальными, украшать их, формировать собственные стили, отражая традиции, уклады, культуру и быт своей социальной группы. Так керамика становится объектом художественного искусства. Наследием, корни которого, восходят к Земле и огню, дарованному Прометеем.

В Крыму, так же как и во всём мире, керамика с древних времен играла большую роль в жизни людей. Возникнув как отрасль утилитарного значения, она постепенно приобретала и эстетический характер. Посуда становилась украшением интерьеров богатых домов; отделочная декоративная керамика, в частности, изразцы — из простого выразительного средства архитектуры превращалась в монументальное искусство. С давних времен элементы орнамента крымских мастеров исполняли роль языка, способного передавать социально-значимую информацию. Древний язык орнамента используется и в современных произведениях, он позволяет качественно и полноценно сохранять и развивать культурное наследие Крыма. Авторская мастерская «El-Cheber» (в переводе с крымскотатарского языка «страна мастеров») Рустема Скибина, бережно хранит и развивает традиционные техники работы с керамикой.

Рустем Скибин родился в 1976 году в городе Самарканд (Узбекистан). В 1996 году окончил Самаркандское училище искусств по специальности «художник-педагог». В том же году вернулся на Родину в Крым. С 1996 года по 2000 год работал главным художником на керамическом предприятии «Таврика» в Симферополе. На основе орнаментов крымскотатарской вышивки, собранными и расшифрованными художником и искусствоведом Мамутом Чурлу, Рустем Скибин создал свой стиль полихромной росписи керамических изделий, несущий в себе лучшие черты традиционной культуры крымских татар. Мастер в совершенстве овладел методом создания каждый раз новых вариантов древних орнаментальных структур. Узоры его произведений несут мощную положительную энергетику, заложенную в основной программе бытия – продолжение жизни на земле. Создал серию уникальных блюд с изысканными каллиграфическими композициями. Художник активно собирает, анализирует, восстанавливает технологии изготовления разнообразных форм традиционной бытовой гончарной керамики, изучает и восстанавливает профессиональную лексику. Мастер постоянно находит пути применения своего ремесла для расширения ассортимента изделий. Кроме основного продукта орнаментированных блюд и тарелок производит керамические светильники, фонтаны, музыкальные инструменты, декоративные панно. Его работы популярны далеко за пределами Крыма. Преподаёт в Бахчисарайской детской керамической студии «Чёльмекчилер» (в переводе с крымскотатарского языка «гончары»). В посёлке Акрополис (Симферопольский район), создал творческую мастерскую «El-Cheber», в которой воспитал таких мастеров, как Айдер Абибулаев и Асие Мушурова. Скибин является активным участником региональных и международных выставок. Рустем неизменный участник семинаров и выставок проекта «Крымский стиль». Член творческого объединения «Чатыр-Даг» (по названию горы в Крыму). Кандидат в члены Национального союза мастеров народного искусства Украины. Член Ассоциации крымскотатарских художников.

«В работах Рустема Скибина символы и знаки – это зрительный образ, в котором закодирована память народа. В этом смысле интересны символы и знаки, относящиеся к этнической памяти крымскотатарского народа, который не находился в отрыве от общечеловеческих знаний, общих знаний природы, знаний тонкостей человеческой души, магии творчества. Круг символов в орнаменте разнообразен и многогранен.

Расшифровать – значит более полно понять, что хочет сказать мастер о духовной жизни, о красоте, о значительных событиях в жизни этноса. Символ, орнамент – это иносказательный язык души, образное восприятие народа. Подбор цветов, сочетание оттенков является прямым отражением пышной крымской природы, местного ландшафта».

Азиме  Кемалова

Молодая семья

Семья это одна из самых важных клеточек общества, здесь рождаются дети, формируются ценности, происходит передача опыта, обучение. Особую радость приносят молодые семьи, которые только начинают цвести и понимать счастье семейной жизни.
Центральным символом композиции является тюльпан, этот цветок в искусстве крымских татар символизирует молодого мужчину. Внутри тюльпана изображена роза – знак женщины. Такое совмещение изображений двух, казалось бы, разных цветков, олицетворяет единение парня и девушки, скрепленных узами любви. У основания композиции расположена лодка, символ пути и движения. Этот знак несет в себе пожелание преодоления препятствий на жизненном пути и сохранение семейных ценностей на протяжении всей жизни. Плоды-цветы, произрастающие из центрального знака, изображены спелыми, раскрытыми, щедро раздающие своё содержимое во благо процветания и благополучия.

Защита

«И Мы завещали человеку быть добрым к своим родителям и заботиться о них, особенно о матери, ибо мать носит его в своей утробе, и ее слабость увеличивается по мере того, как растет ребенок». (Сура Лукман, аят 14). Защита одна из основополагающих функций мужчин и юношей, которые несут ответственность за своих родных и близких.
Роза, расположенная в центре композиции, обозначает женщину-мать — источник тепла, любви, добра и милосердия, воспитательницу будущих поколений, носительницу традиций семьи и народа. Солнцевидная розетка вокруг розы состоит из группы стилизованных тюльпанов. Этот цветок в орнаменте крымских татар символизирует молодого юношу. В данной композиции изображения тюльпанов образуют круг, означающий защиту и заботу о женщине-матери, знак которой находится в центре круга. Опирается весь орнамент на треугольник находящийся у основания композиции, который в традиционном крымскотатарском орнаменте символизирует землю, основу существования. Сосуд, покоящийся на треугольнике, означает дом. Изображение тюльпана с пышными лепестками, расположенного в верхней части композиции, олицетворяет главу семьи, отца и мужа. Множество цветов распускающихся на ветвях древа несут в себе пожелания развития у подрастающего поколения силы, отваги и мужественности.


В Крыму, во все времена, керамике уделялось особое внимание. Так, например, во времена Османского Крыма, гончарство расценивалось как правящий класс производства, имеющий важное значение для обеспечения благосостояния всех подданных империи. Османское государство признавало необходимость поддержания насыщенности рынка гончарными изделиями. Так же во времена Османской империи прослеживается торговля керамическими изделиями с другими государствами, следовательно, осуществлялся импорт и экспорт глиняной продукции.
С древних времён и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве всех народов мира. В музеях разных стран хранится немало шедевров керамического мастерства. От примитивных сосудов, вылепленных вручную и обожженных на костре, до изделий, изготовляемых на основе самых последних достижений современной науки; от грубого кирпича до тонкого прозрачного фарфора — таков путь керамики.

По материалам сайта https://www.el-cheber.com

9.33333
Ваша оценка: Нет Средняя: 9.3 (3 votes)
Для любых предложений по сайту: [email protected]