Керамическая плитка Европы

Мозаичный пол в часовне. Westminster Abbey. Англия Техника сграффито. Chertsey abbey. Англия Мозаичное покрытие в технике Alicatado. Испания Фрагмент пола дворца Petrucci. Сиена. Италия Голландская плитка спортивная тема Плитка в стиле Art Nouveau Плитка в стиле Art Deco геометризация форм

Первые керамические изделия — кирпич и кровельные плитки — широко применялись римлянами. Однако со временем их производство практически исчезло и только с середины XII века оно возрождается в европейских странах. Керамическое производство северной Европы XII века развивалось по линии кафедрального и церковного строительства с применением главным образом напольных плиток. К концу XII века можно выделить три основных типа декоров керамических напольных плиток. Первый тип — керамические плитки с выраженным рельефом. Это большеформатные квадратные или шестиугольные плиты с рельефным глазурованным лиственным орнаментом. Некоторые рельефные плитки производились методом литья. Однако стандартная технология предусматривала вдавливание декора, вырезанного на деревянной доске в мягкую глину. Второй тип декорированных напольных плиток XII века — простой, линейный декор, гравированный вручную с использованием какого-либо острого предмета. Однако наибольшее распространение получил третий тип — плиточная мозаика.

Полы, набираемые мозаичным методом, составлялись из плиток различной конфигурации, каждая из которых имела свой собственный цвет. Плитки нарезались из пластин необожженной глины. Квадратные плитки небольшого размера получали из обожжённых плиток более крупных размеров, на них были нанесены глубокие борозды, по которым плитки переламывались. Цветовая гамма достигалась сочетанием различных глин и глазурей: прозрачная свинцовая глазурь, нанесённая на черепок красной глины, давала красно-коричневый оттенок, добавка к глазури оксида меди придавала плитке тёмно-зелёный или чёрный цвет. При нанесении на черепок слоя белой глины с последующим глазурованием плитка приобретала жёлтый или ярко-зелёный цвет.

Четвёртый тип — так называемые инкрустированные плитки с использованием глин контрастных тонов — одно из важнейших изобретений средневековых ремесленников. Этот метод позволял добиваться большего разнообразия в декоративной отделке поверхности плитки. Несмотря на взрыв популярности инкрустированных плиток и их необычайную приспособленность к массовому производству, для производства декоративных двухцветных плиток применялись также другие техники. При этом часто использовалась техника сграффито. Эта техника, при которой рисунок прорезался сквозь слой белой глины, позволяла создавать более сложные композиции, но она не была предназначена для массового производства. Тематика декора — геральдические и орнаментальные мотивы.

Керамическая плитка Испании

Керамические традиции южных европейских регионов связываются совсем с иными архитектурными типами. В мавританских дворцах Гранады в южной Испании плитки составляли неотъемлемую часть светской архитектуры. Мавританский стиль оказывал доминирующее воздействие на развитие керамического производства центральной и южной Испании вплоть до XVI века. Несмотря на то, что Испания в основном была христианской, ремесленники, как правило, мавританского происхождения, применяли свои традиционные декоративные стили и техники. Практика декорирования стен глазурованными керамическими плитками, достигшая истинного совершенства в средневековой Испании, берёт свое начало на Ближнем Востоке.

В конце 12 начале 13 веков в Испании монохромные глазурованные плиты широко применялись в качестве декоративных элементов для облицовки фасадов. Керамическая плитка как важный архитектурный элемент появляется в интерьерах дворцов и резиденций Андалузии. Применяемая технология укладки сводилась к вырезанию различных полигональных форм из готовых керамических глазурованных заготовок различных цветов. Вырезанные геометрические формы укладывались лицевой стороной вниз и покрывались гипсовым раствором. Полученные таким путём высушенные панели крепились к стене. Эта технология требовала большого мастерства, но давала необычайный эффект бесшовного покрытия. Техника носила название alicatado. При использовании этого метода, однако, возникали трудности при обрезке плиток. Поиск более быстрого и экономичного решения вызвал появление новой техники – cuerda seca. При этой технологии глазури различных цветов разделяются полосками марганца, смешанного с маслянистой субстанцией, которая при обжиге выгорает. При существенной экономии средств эта техника позволяла создавать более сложные, негеометрические композиции с использованием плавных линий. Эта техника была известна с середины 10 века, однако распространение получила только в 15 веке.

Дизайн всё ещё был ориентирован на мавританский геометрический декор, несмотря на то, что основные производители были христиане, и только в начале 16 века появляются новые декоративные мотивы. Это изобразительные и геральдические мотивы готических образцов, а также орнаменты Возрождения в сочетании с мавританскими мотивами. Одновременно с возникновением этих технологий появляется новая, заключавшаяся в нанесении рисунка на поверхность плитки при помощи матрицы. При этом рисунок получался повышенного рельефа и покрывался глазурью различных цветов. Техника получила название Arista или Cuenca. Применяемые в ней разделительные полосы также препятствовали смешиванию и затеканию глазурей при обжиге. Использование матриц в какой-то степени механизировало процесс, что, в свою очередь, увеличивало производительность. Как только была решена проблема разделения глазурей и форма плиток получила прямую зависимость от их назначения, возникли типологически различные группы плиток. Помимо напольных и настенных плиток, появляются стыкующие плитки для прямых углов: продолговатые полые элементы, потолочные плитки различных конфигураций и размеров.

Другим направлением керамического производства средневековой Испании было использование оловянных глазурей. Сочетание нарисованного декора и оловянной глазури вызвало к жизни одну из наиболее долговечных керамических традиций, оказавшей влияние на все европейское гончарное производство. Эта техника также берет свое начало в традициях Востока и носит название Люстр. В 14 веке Валенсия становится основным центром производства люстра в Испании. До этого преобладали монохромные глазурованные плитки, но с конца 14 века и на протяжении всего 15 века наибольшее значение приобретает люстровая голубая роспись. При этом геральдические мотивы становятся очень популярными. Другой темой для декорирования плиток служили готические цветочные мотивы, животные, фантастические существа, рыцари и дамы. Ещё один декоративный мотив – религиозные надписи в сочетании с цветочными мотивами.

Начиная с 14 века во Франции также возникает достаточно высококачественное производство глазурованных плиток. Однако к 15 веку оно постепенно затухает, сменяясь импортом испанской и позднее итальянской плиток. Только к 16 веку на территориях Франции и северной Европы устанавливается бесперебойное производство, но теперь уже скорее Италия, чем Испания, оказывает решающее влияние.

Керамическая плитка Италии

В Италии период с 1440 по 1530 гг. можно назвать одним из самых выдающихся в истории развития керамической плитки. Это было время не только блестящих технических достижений, при которых гончары достигли необычайных высот в декорировании керамическим плиток, но также время возникновения новых декоративных тем, корни которых уходят в античные образцы. К началу 16 века прямое или косвенное влияние Италии прослеживается по всем крупнейшим европейским центрам производства керамической плитки. Первоначально испанское влияние было определяющим в развитии оловянных глазурованных напольных плиток Италии. В декоративном оформлении широко использовался голубой декор и удлиненные шестиугольные плитки, укладываемые вокруг квадратной плитки и формирующие правильный восьмиугольник. Однако в этот период возникают напольные композиции, в которых испанское влияние уже слабо ощущается. Появляется декор самостоятельного итальянского происхождения – активно записанная поверхность плитки с использованием портретных мужских и женских профилей в одеждах эпохи Возрождения, животных и мифологических сюжетов. Расписные напольные керамические плитки эпохи Возрождения применялись в относительно ограниченном количестве для престижных сооружений, в большинстве своём в частных капеллах и жилых апартаментах. Без сомнения такие плитки были дорогостоящим предметом роскоши. При этом часто дизайн задавался заказчиком. Из-за тонкого слоя глазури они не были предназначены для общественных пространств с интенсивным движением.

К 16 в. плиточные покрытия становятся неотъемлемой частью архитектурного пространства. Как правило, стены богатых домов покрывались фресками, и можно предположить, что те же художники оказывали воздействие и на плиточный дизайн для достижения художественного единства. Изощрённые декоративные мотивы носили название гротесков. Это были сложно декорированные арабесками рамочные обрамления, внутри которых помещались сюжеты типа различных трофеев, чудовищ, канделябров и тому подобное. В конце 16 века сюжеты гротесков майоликовых плиток широко распространились по всей Европе. Наряду с гротесковыми полами использовалась и простая майолика. Наиболее распространенный декор – шахматное чередование белых и голубых плиток. Начиная с конца 15 века перемещения итальянских гончаров по другим европейским регионам привели к экспортированию туда итальянских технологий и стилей. В этот период плитки наравне с картинами становятся предметом дорогих подношений. Между 1611 и 1618 гг. целая серия майоликовых напольных расписанных гротесковых плиток была отправлена дипломатической почтой из Италии во Францию для Марии Медичи. Однако к середине 17 века эра майоликовых полов, как символ могущества и престижа, подходит к концу.

Керамическая плитка Голландии

Распространение глазурованных плит в Нидерландах в течение 16 века приобрело небывалый размах. Это был поистине золотой век голландского керамического производства. В то время как майоликовые полы использовались богатой элитой, рядовые бюргеры голландских городов 17 века вполне могли позволить себе простые расписные плитки. Они становятся неотъемлемой и типичной чертой голландского дома. Массовое использование керамической плитки в Нидерландах в течение 17 века явилось результатом нескольких факторов. Удачная экономическая политика страны вызвала повышение благосостояния населения северных провинций и формирование существенной прослойки процветающего среднего класса. Плитка выполняла двойные функции, декоративные и практические, так как чистота и порядок – основа голландского дома. Это вызвало изменения в типологическом использовании керамической плитки.

Наиболее значительное изменение – использование плитки для облицовки стен. Несмотря на то, что глазурованные плитки предназначались прежде для покрытия полов, их поверхность не была достаточно прочной, поэтому более рационально было их использование для облицовки стен, не подвергшихся существенным механическим воздействиям. Облицовочная настенная плитка предохраняла стены от воздействий сырости и грязи, особенно в прибрежных городах, прорезанных множеством каналов. Первоначально эти типологические изменения не сопровождались изменениями самих плиток. Настенная плитка не была новым продуктом, ей только нашли новое применение. Однако всё-таки наблюдается уменьшение толщины плитки и появляется другой дизайн, более соответствующий её новому использованию. Инкрустированные плитки (в две глины) гончары стали заменять майоликовыми, расписными плитками, сохраняя при этом дизайн последних. В них использовались натуралистические мотивы итальянского Возрождения. Животные, фрукты и цветы помещались в медальоны различной формы и обрамлялись стилизованным орнаментом на синем фоне. Появляется такой декоративный мотив плиточных углов, как флер де лис (королевская лилия). Первоначально декор покрывал всю поверхность плитки, но со временем центральный и угловой декоры начинают уменьшаться в размерах и постепенно преображаются в хорошо известный голландский плиточный декор – изобразительный мотив в центре на белом глазурованном фоне с небольшими рисунками по углам плитки.

Другая характерная черта голландской плитки – синий монохромный декор. Этот новый дизайн родился под влиянием китайского фарфора, ввозимого в большом количестве голландской Ост-Индской компанией, поскольку он пользовался в Голландии большим спросом. Необычайная популярность этого фарфора привела к полному отказу от полихромных цветов, по крайней мере, для городского рынка. Сюжетами служили более близкие населению темы: солдаты, наездники, сцены из домашней жизни. Многие декоративные темы заимствовались из популярных печатных изданий. Китайский фарфор оказал также влияние и на совершенствование технологического процесса и организацию производства керамической плитки. До 1620-х гг. производство плиток в Нидерландах следовало по пути майоликовых гончаров Антверпена, производивших одновременно как плитку, так и керамическую посуду. Производимая посуда не могла конкурировать с китайским фарфором, и многие мастерские перешли на производство исключительно керамической плитки. Другая часть производителей керамической плитки сосредоточила свои усилия на совершенствование технологического процесса. Главное достижение в этой области – новая технология приготовления глины. Использовались два типа глин: красная и белая. Для достижения лучшего смешения была разработана новая технология, при которой глины смешивались в воде. Получаемый затем осадок имел равномерную консистенцию. Новый глиняный состав позволял производить более тонкие плитки, толщина сократилась с 15 до 8 мм. Это, в свою очередь, привело к более эффективному использованию сырьевых материалов, сокращению транспортных расходов, и, что самое важное, увеличению числа обжигаемых за один раз плиток, следствием чего явились экономия топлива и увеличение производства.

Около середины 17 века плиточный рынок начинает меняться. До этого времени основные потребители плитки – голландские бюргеры. Увеличивающееся благосостояние этой группы населения привело к строительству больших городских домов с подвалами и кухнями, где применение керамической плитки простого декора было вполне оправдано. Одновременно начинает формироваться новый рынок в процветающих сельских регионах. Богато декорированные плитки, вышедшие из моды в городской среде, находят свое применение в сельских местностях. При этом возникают вполне характерные для этих местностей экзотические, декоративные мотивы. Неудивительно использование кораблей и морских чудовищ в прибрежных регионах. К середине 17 века существенно увеличивается экспорт керамической плитки. Голландские плитки появляются в северной Германии, Дании, северной Франции, Испании и Португалии. Декор экспортируемых плиток ориентировался в основном на дизайн, характерный для сельских местностей. Скромные каминные панно постепенно преобразуются в сложные сюжетные композиции. Несколько позже возникают поистине грандиозные композиции для крупных зарубежных архитектурных объектов. Церкви и дворцы окрестностей Лиссабона содержат огромные сюжетные керамические панно. Размах ввоза голландской керамики был столь широк, что для защиты местных интересов в некоторых странах были введены ограничения и даже эмбарго на этот товар. На протяжении 17 века голландская керамическая плитка попадает в Англию, Францию (в Версаль), Германию, Россию и Польшу. К началу 18 века керамический бум в Голландии постепенно завершается, и плиточные мастерские начинают опять специализироваться в области гончарного производства.

Керамическая плитка Англии

В Англии к середине 17 века явно прослеживается потребность в плитках голландского образца, особенно для облицовки каминов, ванных комнат, других подсобных помещений типа маслобоен сыроварен. Первым самостоятельным производством керамических плиток, выдерживающим конкуренцию с голландским продуктом можно считать лондонскую фабрику, возникшую в 1676 году, однако все технологические трудности преодолевались с помощью голландских мастеров. Декоративная тематика включала ландшафты и библейские сцены, которые копировались либо из иллюстрированных библий, либо с голландских образцов. В середине 18 века в Англии начинает формироваться свой индивидуальный стиль. Возникает так называемая ливерпульская школа – полихромные плитки с галантными сюжетами. Ливерпульские мастера разрабатывают новую технологию переноса отпечатанного изображения на плитку с последующим обжигом. Печатанье рисунка вместо ручной росписи существенно снизило стоимость производства. Это был экономический прорыв в производстве керамической плитки. Плитки с отпечатанным рисунком продавались по цене в два раза меньшей, чем при ручной росписи. Для повышения качества наносимого рисунка деревянные матрицы заменяются медными. Соотношение цена – качество достигает оптимальной величины, существенно увеличивается экспорт, английские плитки экспортируются в другое полушарие, в Америку. Дизайн – рококо, галантные и пейзанские сцены, сюжеты басен и многое другое. В 18-19 веках в Англии на территориях богатых имений было популярно строить декорированные маслобойни и сыроварни. Богатому убранству этих производственных помещений способствовал тот факт, что хозяйка сама участвовала в производственном процессе. Этот род деятельности считался вполне женским занятием, ассоциировавшимся с понятиями трудолюбия и хозяйственности. Плитки были идеальным материалом для обеспечения чистоты и прохладной температуры.

История развития керамического производства в 19-20 веках – история индустриализации, новых поисков, стилистического эклектизма и возрождения забытых традиций. В 19 веке в Англии отводится ведущая роль в производстве керамической плитки. Началу новой индустрии с последующим широким размахом положил интерес к антикварным предметам, а также возрождение средневековых технологий и большие реставрационные работы. После двух веков забвения англичане вновь открыли для себя красоту средневековых построек, и в 1840-х годах начинается бум возрождения инкрустированных плиток со средневековыми декорами. Ещё в античные времена римляне привнесли в Англию практику устройства мозаичных полов. С развитием керамического производства в конце 12 века мозаичные покрытия стали производить из элементарных геометрических фигур, нарезанных из глиняного пласта разных цветов: красно-коричневого, желтого, коричневого, зелёного и чёрного. В 13 веке стали применять прием инкрустации: в теле плитки из красной глины штампом продавливался глубокий рельеф, а в углубление набивалась белая глина, которая после обжига приобретала так называемый «цвет буйволовой кожи». Основываясь на средневековой технологии инкрустированных плиток, английские мастера усовершенствовали этот тип плиток, создав новый, получивший название энкаустики. Во второй половине 19 века энкаустиковые плитки находят широкое применение, как в реставрируемых соборах, так и в общественных зданиях.

Другая новаторская идея английский керамистов касалась декорирования плитки с использованием глухих глазурей, так называемых эмалей. Эти глухие глазури хорошо сочетались с архитектурной керамикой и плитками с высоким рельефным декором. Интерьеры, выполненные с применением таких плиток, явились прообразами многочисленных интерьеров гостиниц, железнодорожных станций и других общественных интерьеров 19 века. Новые тенденции конца 19 века, связанные с усилием внимания к здоровью нации, повлияли на появление общественных бань и плательных бассейнов, госпиталей и пр. Появились крупные продовольственные магазины, станции метро. Везде требовалась керамическая плитка. Характерная особенность керамических плиток этих разнообразных проектов – применение ярких, прозрачных, цветных глазурей стиля Ар Нуво (Art Nouveau). Выдающиеся художники – такие, как Уолтер Крейн, Левис Дэй, обратились к плиточному дизайну, создав ряд замечательных, декоративных композиций. К началу 20 века все производители керамических плиток откликнулись на возрастающую популярность стиля Art Nouveau. Этот кратковременный (отчасти парфюмерный) период быстро сменился новым стилевым направлением Ар Деко (Art Deco), выразившимся в геометризации форм. Таким образом, производство керамической плитки в Европе развивалось в соответствии с общими историческими процессами и техническим прогрессом – с использованием новых технологий во всех областях производственного процесса: применением новых печей, сушильных камер, улучшением технологий сушки и обжига, появлением новых составов сырья, глазурей и многим другим.

С художественно-декоративной точки зрения дизайн керамической плитки по традиции всегда находился в соответствии с господствующим архитектурным стилем или стилевыми направлениями. Во второй половине 20 века плиточный дизайн все больше соотносится с причудливыми и быстротечными изменениями общей моды, которые сказываются во всех областях дизайна и, следовательно, претерпевают различные художественные модификации. С художественно-декоративной точки зрения дизайн керамической плитки по традиции всегда находился в соответствии с господствующим архитектурным стилем или стилевыми направлениями. Во второй половине 20 века плиточный дизайн все больше соотносится с причудливыми и быстротечными изменениями общей моды, которые сказываются во всех областях дизайна и, следовательно, претерпевают различные художественные модификации.

10
Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (2 votes)

There is 1 Comment

Аватар пользователя Кедров Дмитрий

В 18 веке в Португалии пристрастие к замысловатым и крупномасштабным декоративным панно достигает своего апогея. После освобождения от Испании знать Португалии занимается активным строительством дворцов, богато декорированных керамической плиткой. Привлечение художников к созданию декоративных керамических композиций привело в середине 18 века к становлению уникального художественного периода. Ряд известных художников переквалифицируется на керамическую роспись, подписывая свои работы как художественные произведения. В этот период многочисленные монументальные керамические панно были исполнены для дворцов, монастырей и церквей Португалии и Бразилии. Барочные сюжеты, галантные сцены, различные иллюзорные эффекты составляют сюжетные композиции керамических панно богатых резиденций.