Плинфа и кирпич применение

Набор кирпичей церкви на Воскресенской горе в Смоленске Плинфа на известковом растворе Комбинированная кладка Спасский собор, под слоем штукатурки оригинальная кладка из плинфы Плинфа и цветная майоликовая плитка Набор кирпичей собора Спасского монастыря в Новгороде-Северском Набор кирпичей церкви на Воскресенской горе в Смоленске

Со времени возведения в Киеве первой каменно-кирпичной постройки в конце X века и вплоть до середины XIII века кирпичи, применявшиеся на Руси, имели форму тонких и относительно широких плиток. В древнерусских письменных источниках кирпичи называли греческим словом плинфа (варианты - плинтъ, плинфъ). Этот тип кирпичей проник на Русь из Византии.

Производство кирпича, кажущееся на первый взгляд очень простым делом, в действительности требует специальных знаний и большого опыта. Прежде всего, далеко не всякая глина пригодна для изготовления хороших кирпичей. Кроме того, в глине, чтобы она не потрескалась при обжиге и имела необходимую прочность, должно быть определённое количество песка. Обычно для кирпичного производства выбирают чистую глину, а песок добавляют искусственно. Лучшей глиной считается такая, которая дает линейную усушку 6-8 %.

Анализ кирпичей древнерусских памятников показал, что в течение всего XI века для кирпичей использовали каолиновую глину, которую иногда приходилось подвозить издалека. Кирпичи, изготовленные из такой глины, имеют обычно не красный, а розовый, палевый или светло-жёлтый цвет. К концу XI века стали применять также и другие сорта глины. В XII веке для изготовления кирпичей уже повсеместно пользовались местной глиной. При этом разнообразие глин в кирпичах одного памятника - явление редкое.

Формовка

Привезённую глину разминали в ямах. После этого начинали формовку сырцов. О системе формовки мы можем в известной мере судить по следам, сохранившимся на самих древнерусских кирпичах. Очевидно, что глину набивали в деревянную форму-рамку, а затем излишек срезали деревянным ножом (правилом) до уровня верхнего края рамки. Следы подобной формовки отчётливо прослеживаются на многих кирпичах. Верхняя поверхность кирпичей обычно гладкая и зачастую имеет легкие царапины вдоль длинной оси - свидетельство скольжения правила. Нижняя поверхность кирпичей обычно слегка шероховатая - это отпечаток подкладной доски, которая лежала на формовочном столе. На торцах кирпичей встречаются выпуклые знаки. Эти знаки, как правило, выполнены отчётливо, не смазаны. Если форма для них вырезалась в боковой стенке рамки, отсутствие смазанности знаков свидетельствует, что рамки бывали разъёмными. Впрочем, иногда кирпичи имеют слабую изогнутость, причём вогнутой бывает всегда гладкая (верхняя) сторона. Очевидно, такое искривление могло происходить при выбивании вниз сырца из рамки, что возможно только при неразъёмной рамке. При сушке сырцы сперва укладывали плашмя, а затем поворачивали на ребро, после чего складывали в штабеля или банкеты. Процесс сушки продолжался 10-14 дней, но при неблагоприятных погодных условиях растягивался на месяц.

Формовка кирпичей производилась не круглый год, а лишь во время строительного сезона примерно с 20 мая до 1 сентября, то есть включал около 90-100 рабочих дней. Наиболее вероятно, что кирпичи, необходимые для строительства небольшого храма, заготавливали в течение одного сезона, но для крупных построек, быть может, приходилось делать их два или даже три сезона подряд.

Печи для обжига

Реконструкция, хотя бы в самых общих чертах, процесса функционирования печей для обжига кирпичей позволяет сделать примерный расчёт их производительности. Как известно, при установке кирпичей на ребро между ними остаются свободные места, чтобы горячие газы могли охватить сырец со всех сторон, поэтому в одном ряду в печи можно было разместить примерно 400-500 штук. По высоте в печах для обжига кирпичей XIX веке рекомендовалось укладывать не более 25 рядов сырцов, а большей частью - значительно меньше, всего 16-18 рядов. Тонкие кирпичи XII века – плинфа – гораздо легче поддавались деформации, и несомненно, что эти кирпичи нельзя было укладывать во много рядов, как брусковые. Если принять, что печь загружали плинфой на высоту 10 рядов, то окажется, что в печи можно было одновременно обжигать до 4-5 тысяч штук кирпичей. Сезон работы печей мог продолжаться несколько дольше, чем сезон формовки сырцов – до 150 рабочих дней. Учитывая, что цикл работы печи был примерно 2,5 недели, можно полагать, что каждая печь использовалась 8-10 раз за сезон и могла дать, таким образом, до 50 тыс. кирпичей. Количество кирпичей, необходимых для возведения достаточно крупного храма (например, собора на Протоке в Смоленске), несколько меньше 1 миллиона штук. А так как при обжиге получалось много брака, то примерным количеством можно считать 1200 тысяч штук. Следовательно, чтобы обеспечить строительство храма средней величины, должны были в течение двух сезонов одновременно работать не менее 10 печей.

Знаки на кирпичах

На многих дрневнерусских кирпичах-плинфах имеются знаки. Классификацию их предложил И.М. Хозеров. По его терминологии, все выпуклые изображения (как на торцах, так и на постелистой стороне кирпичей) называют знаками, а изображения, вдавленные с помощью штампа, - клеймами. В дополнение к данной классификации Л. А. Беляев предложил ввести термин "метки" для обозначения знаков, проведённых пальцем или каким-либо инструментом на постелистой стороне кирпича до его обжига. Все эти знаки различны не только по рисунку и технике выполнения, но и по широте распространения в различных строительных центрах Руси. Более того, как выяснилось, они различны и по назначению.

Сортамент кирпичей

Сортамент кирпичей древнерусских памятников, то есть набор типов и форм кирпичей, а также процентное соотношение типов изучены крайне слабо. В сохранившихся памятниках это сделать трудно, ибо кирпичи, находящиеся в кладке, далеко не всегда возможно обмерить. В тех же случаях, когда они вскрыты раскопками, набор типов кирпичей и их процентное соотношение далеко не всегда соответствуют тому, что имело место в целой постройке, до её разрушения. Часто в процессе расчистки территории остатки рухнувших верхних частей здания куда-либо увозили. Поэтому в раскопках иногда могут совсем не встречаться некоторые типы кирпичей, применявшиеся в основном в верхних частях сооружения, не говоря уже о том, что количественное соотношение различных типов найденных кирпичей может быть совершенно случайным.

Насколько можно судить по имеющимся отрывочным данным, в набор кирпичей Десятинной церкви входили в основном прямоугольные экземпляры. Наиболее употребительным был размер 30 х 35 см при толщине 2.5 см, однако встречались как более узкие кирпичи (24 х 35 см), так и квадратные (31 х 31 см). Применялись и узкие кирпичи половинки, шириной 15-16 см. Кроме того, в небольшом количестве обнаружены кирпичи с полукруглыми и треугольными торцами, а также слегка трапециевидные. Анализ сортамента кирпичей смоленских памятников зодчества XII века показал, что здесь во всех памятниках обычные прямоугольные кирпичи составляют не менее 70 % от общего количества, кроме того, до 20 % кирпичей представлены узкими прямоугольными экземплярами и лишь около 10 % составляют лекальные кирпичи различных типов.

Источник: Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси (X–XIII вв.)

10
Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (3 votes)

There is 1 Comment

Аватар пользователя Никанорыч

Следует отметить, что в процессе сушки и обжига кирпичи существенно уменьшаются в размерах. Поэтому, для того чтобы получить обожжённый кирпич нужного размера, приходилось делать формовочную рамку несколько большей по величине. Очевидно, мастера учитывали какой-то эмпирически найденный коэффициент усадки глины. При этом они должны были особенно остерегаться, чтобы полученный кирпич не был по величине больше намеченного поскольку всякое увеличение формата влечёт усложнение процесса обжига, следовательно, и ухудшение качества. Кроме того, увеличение формата кирпича усложняет работу каменщиков. Естественно поэтому, что при изготовлении формовочных рамок мастера вводили, как правило, минимальный коэффициент усадки, который был обычно несколько меньше коэффициента реально получаемой усадки. В результате формат кирпича имел тенденцию к постепенному уменьшению.