Португальские изразцы

Станция в Aveiro Португалия Фрагмент со станции в Aveiro Туристическая карта Португалии Camâra Municipal, Estremoz, Portugal Camâra Municipal, Estremoz Старейшая церковь Порту Азулежу, Обидуш, Португалия Вывеска парка Merendas из азулежу

Азулежу или азулейжос (от португальского azulejo) – визитная карточка Португалии, бело-кобальтовые глазурованные изразцы, создающие особую небесную гамму португальских городов.

Название происходит от арабского аль-зулейша – полированный камешек. В Португалию декоративная отделочная керамика попала из Испании, точнее из Севильи, в 15 веке, куда искусство её производства принесли арабы. В начале плитки были многоцветными, с рельефом. В 16 веке у итальянцев была заимствована техника майолики, позволявшая наносить рисунок на плоскую поверхность, покрытую цинковой глазурью. А к 17 веку кобальтовая синь на белом фоне практически вытеснила другие цвета. По одной из версий причиной этого стала популярность голландских изразцов, активно импортируемых в это время в Португалию. Вторая версия связывает переход на бело-голубую гамму с впечатлениями португальских мореплавателей 17 века от китайского фарфора.

К середине 19 века, благодаря массовому промышленному производству, керамика азулежу становится поистине народным достоянием. Ею начинают украшать не только дворцы и церкви. Бело-голубые изразцы обрамляют окна и двери, образуют декоративные панно на фасадах, из них выполнены вывески и таблички с номерами домов и названиями улиц. Темами для панно становятся бытовые сценки и переломные моменты в истории Португалии. Одно из самых ценных керамических панно изображает панораму Лиссабона до разрушительного землетрясения 1755 года. Импульсом для возрождения искусства азулежу в наше время стало строительство метрополитена. Изразцами, изготовленными современными португальскими мастерами, украшены многие станции лиссабонского метро.

Азулежу – это не только своеобразный, неповторимый декор португальских городов, но и прекрасная защита фасадов от непогоды, от воздуха, насыщенного морской солью.

В основу написания статьи легли материалы:
«Керамический гранит в архитектуре» сост. Семёнова Т.С., Огаджанов К.Г.

10
Ваша оценка: Нет Средняя: 10 (4 votes)
Для любых предложений по сайту: [email protected]