Муравлёные изразцы Воронцовского замка

Посетив выставку строительных материалов и технологий «СтройЭкспоКрым» в Ялте, мы, равно как любой человек, впервые побывавший в Крыму, решили не сидеть понапрасну в отеле, а посвятить свободное время, изучению местных достопримечательностей.  Воспользовавшись одним из популярных экскурсионных маршрутов, предлагаемых гостям полуострова, мы оказались в удивительном месте – бывшем владении семьи Воронцовых, а ныне Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике, Воронцовский дворец.

Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник был создан в 1990 году. В состав музея-заповедника входят: Воронцовский дворец-музей, Алупкинский парк-памятник садово-паркового искусства и Массандровский дворец-музей Александра III. На территории музея-заповедника находятся многочисленные памятники культурного наследия, отражающие романтические тенденции в дворцово-парковой архитектуре  первой половины 19 века.
Дворцовый комплекс Воронцовского дворца в Алупке, состоящий из пяти строений, сооружен в 1828-1848 гг. по проекту английского архитектора Эдуарда Блора (1789-1879) для генерал-губернатора Новороссийского края графа Михаила Семёновича Воронцова (1782- 1856). Парадные залы дворца, оформленные в стиле традиционного английского интерьера, почти полностью сохранили свою первоначальную отделку.

Неповторимое своеобразие Голубой гостиной придает тончайший лепной орнамент из цветов и листьев, выполненный под руководством крепостного мастера Романа Фуртунова. Декоративное оформление кабинетов дворца ценными породами дерева напоминает убранство рыцарских залов в средневековых замках. В Зимнем саду от старых растений сохранился вьющийся по стенам фикус-репенс, а его клумбы украшены керамическими плитками, внешне напоминающими популярные в 18 веке муравлёные изразцы. Уж не знаю, относятся ли они к первоначальной отделке или являются современной репликой (ведь замку многое пришлось пережить за его почти двухсотлетнюю историю). Но можно с уверенностью утверждать, что применение такой плитки наряду с флорентийскими фонтанами, вазами и скульптурами из каррарского мрамора весьма характерно для той эпохи.

«Муравою» в 17-18 вв. называли прозрачную глазурь. Эпитет «муравлёный» применялся и в более узком значении, для определения изделий с прозрачной глазурью зеленого цвета, цвета травы-муравы.
На Руси изразцы были известны ещё с 16 века, но тогда они были одноцветными и получили название «красные». Рельеф лицевой пластины таких плиток создавался с помощью деревянных форм, которые изготавливал резчик по дереву. Красную московскую глину (отсюда и цвет, и название) формовали, сушили и обжигали. Многоцветные, муравлёные изразцы стали широко применять с 30-х годов 17 века. Их лицевая сторона покрывалась глазурью (чаще всего зелёного цвета), закреплявшейся обжигом. Их также изготавливали с помощью деревянных форм.
Вторую половину 17 века принято считать расцветом русского изразцового искусства, это связано и с появлением новых технологий получения рельефных многоцветных изразцов, а также развитием техники художественной росписи. Самый распространённый мотив орнамента изразцов того времени - растительные узоры, по-старому - "травы".
Естественно, что в аграрной стране, коей была царская Россия, растительные узоры играли важную роль в декоративном искусстве. На особенную близость русскому человеку растительных форм указывает и сам язык описей 16 - 17 вв., точный и образный, изобилующий терминологией, взятой из природы. Формы предметов на языке этих старинных описей часто определяются словами «яблоком», «тюльпанцем», «грушкой», «тыквою», «дынькой», причем эти «яблоки» предметов декоративного искусства иногда довольно далеко отходят от натуральных. Популярен был и виноград, который внешне часто не отличался от зернистых ягод вроде малины.
Однако плитки Воронцовского замка имеют не растительный, а скорее ортоганальный орнамент. И представляют собой композицию геометрических фигур. Чья эта работа? Творение зарубежных керамистов или влияние европейской моды с её меандрами и алагреками на русских мастеров, к сожалению, неизвестно.
Зато цветы, травы и сказочные птицы изображены на плитах фонтана, в Парадной столовой. Фонтан, больше напоминающий камин, расположен в центре северной стены, под балкончиком, на котором располагались музыканты. Эта итальянская майоликовая плитка, с лепным изливом в виде головы мифического существа. Вообще отношение к отделочной керамике архитекторов прошлого, её роль в отделке, старинных дворцов и храмов заставляет задуматься, а много ли мы, потомки этих славных людей, знаем о таком виде декоративно-прикладного искусства? Достаточно ли мы ценим традиции этого ремесла? Можем ли сделать правильный выбор материала для своих жилищ, таким образом, чтобы наши потомки задались подобными вопросами? Мы благодарны Крыму и Ялте, а также людям, благодаря которым эта поездка останется в нашей памяти, и надеемся на то, что мы ещё встретимся с этим замечательным местом.

В основу написания статьи легли материалы:
официального сайта ГБУРК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник» worontsovpalace.org;
Филиппов А.В. Древнерусские изразцы. М., 1938

9.33333
Ваша оценка: Нет Средняя: 9.3 (3 votes)
Парадные залы главного корпуса Воронцовского дворца
Для любых предложений по сайту: [email protected]