Лучшее, что нам даёт история, — это возбуждаемый ею энтузиазм.
Иоганн Гёте
Пользуясь случаем, в очередной раз, хочу выразить свое глубокое уважение и благодарность нашим друзьям из «Русской майолики». Обзоры, которые они публикуют, невероятно интересные, они выделяются из многообразия тематических статей, наполненных технологическими данными, сухими цифрами статистики или историческими справками, особым духом повествования. Не первый раз ловлю себя на мысли, что после прочтения очередного материала, появилось стойкое желание «погуглить» в сети дополнительные источники информации, подробнее ознакомиться с темой, отложить её в своем сознании.
Одной из таких тем для меня стал цикл статей, посвященных уникальному керамическому материалу – пирограниту. Этот материал, прообраз современного керамогранита, уникален во многом, в том числе и тем, что несмотря на свою белее чем вековую историю производства и широкого применения, о нём по-прежнему мало что известно.
Изобретение пирогранита приписывают венгерскому промышленнику Вилмошу Жолнаи, который в 1868 году возглавил семейное производственное предприятие. Его интерес к инновациям в области архитектурной и художественной керамики, позволили Zsolnay Porcelánmanufaktúra Zrt (Фарфоровой мануфактуре Жолнаи) в течение короткого периода стать крупнейшим производителем керамики на территории Австро-Венгрии. К 1898 году 23% всей керамики в империи было произведено на заводе Жолнаи, в городе Pécs (Печ). Предприятие получало заказы от царствующих домов и правящих кругов. В Центральной Европе нет ни одного города, где не было бы здания, облицованного керамикой завода Жолнаи. Кроме того, Вилмош Жолнаи в 1890 годы, на основе экспериментальных результатов Винце Варта и Лайоша Петрика, вывел экспериментальным путём, своеобразную технику редуцированного люстрина, так называемый «эозин».
Эозиновая глазурь вдохновила молодых художников-прикладников (Шандор Апати Абт, Хенрик Дарилек, Шандор Хидаши Пилло, Лайош Мак, Геза Никельски) на создание декоративной керамики самостоятельной скульптурной ценности, часто с символическим значением.
Дочери Вилмоша Терез и Юлия также принимали участие в дизайнерской работе. Они начинали как самоучки, но очень быстро дошли до художественного уровня прикладного искусства. Терез разработала мотивы народного искусства и «барской вышивки», а Юлия проектировала в ориенталистическом стиле. Особенно охотно она обращалась к изницкому (османско-турецкому) и японскому миру выразительных средств.
Для предприятия не было ничего невозможного — все, что можно производить из керамики делалось на заводе. Изобретение же морозостойкого пирогранита к концу 80-х годов 19-го века, послужило новым витком развития европейской архитектуры. Особые свойства материала обуславливались высокотемпературным утильным обжигом при 1200-1300 градусах. При этих температурах керамика спекается до состояния стекла и её водопоглощение приближается к нулю. Кроме того, формовка изделий производилась мощными прессами, что позволяло достигнуть высокого уровня плотности глиняной массы, уникальный состав которой делал её очень крепкой. В совокупности с изобретением эозиновой глазури, это давало такой впечатляющий результат, что данный период в архитектуре можно назвать временем создания функционального искусства.
Предприятие в г. Печ существует до сих пор, при нем работает музей керамики Жолнаи.
Удивительно то, что примерно в это же время, за несколько тысяч километров в местечке Лысцово, расположенного на левом берегу реки Мсты, Боровического уезда, Новгородской губернии, князь Михаил Голицын открыл завод по производству огнеупорного кирпича и керамики. И был бы этот завод ничем не примечателен среди десятков промышленных производств, появившихся в Российской империи во второй половине 19-го века, если бы не мастер Матвей Никитин (по-уличному – Веселов) – русский изобретатель особого огнеупорного кирпича, обладающего потрясающими техническими характеристиками по твердости, водонепроницаемости, морозостойкости. Смешивая различные образцы местной глины, мастер разработал собственный рецепт «огненного гранита», по качеству и цене, превосходящего зарубежные аналоги.
Вот заключение, которое даёт отечественному пирограниту Нина Васильевна Агеева, долгое время заведовавшая музеем при Боровическом комбинате огнеупоров:
«Изделия под маркой «Пирогранит» соответствовали по своим характеристикам определению клинкера – искусственного камня высокой прочности, изготовленного из глины путём её обжига до полного спекания массы, однако без остеклования поверхности. Важнейшим свойством клинкера как строительного материала является его высокая сопротивляемость механическим и химическим воздействиям. Применялся пирогранит как дорожные, тротуарные и облицовочные изделия фасадов зданий».
Писатель Виталий Гарновский в своей повести «Огненный гранит» (1964-1965 гг.) подробно рассказывает историю этого изобретения, описывает участие «человека из народа» Веселова во Всемирной Парижской выставке в 1889 г., скупого и недалекого князя Голицына (не имеющего ничего общего со своим прототипом, кроме титула и фамилии), и трагическую смерть Матвея Ивановича, якобы уволенного с завода за строптивость и несговорчивость.
Вероятно, эта повесть и легла в основу легенды о вспыльчивом и недальновидном князе, непризнанном русском самородке и изобретении, секрет которого растворился в тьме веков.
Как обстояли дела на самом деле, доподлинно никому неизвестно, но вот что по этому поводу пишет А. Игнатьев, в газете «Деловые Боровичи»:
«Реальные события конечно так и остались тайной для нас, но сохранились воспоминания людей, лично знавших мастера – это рабочий Дмитрий Алексеевич Русаков и вдова Евдокия Модестовна. Согласно этим воспоминаниям, Веселов прежде работал в Петербурге «по каменной», на «Пирограните» – со времени постройки завода («сам и трубы клал»). Было ему на тот момент лет тридцать. «Сначала завод был деревянный, потом – каменный». Лаборатория, в которой был изобретён пирогранит, представляла собою «отдельный домичек с горном». В этом горне и пробовали обжигать особую массу «пирогранит». Кто изобрёл этот состав, неизвестно, но только знали секрет два мастера: Веселов, производивший обжиг, и какой-то «чухна», составлявший её (этот второй после закрытия завода уехал к себе на родину). Дмитрий Русаков, который в детстве носил обеды неотлучно находившемуся на заводе Веселову, отметил, что пирогранит изготовлялся при помощи особого гидравлического пресса, дробившего куски колчедана и гранита в полусухую, напоминающую цемент, массу сероватого цвета. Тот же Русаков, который жил в соседнем доме от Веселова, сообщал, что за выставленные образцы на Всемирной выставке в Париже князь Голицын и Матвей Веселов получили медали, а также о том, что завод получил заказ «из Англии» на большую партию («несколько миллионов штук») пирогранитных плиток. В контракте одним из условий была абсолютная одноцветность кирпича.»
В Боровичском музее хранится плитка с автографом-клеймом князя Василия Голицына и с текстом: «В память первого заказа – 1889». По уверениям вдовы, князь не раз просил Веселова сообщить ему секрет производства, но Веселов так и умер, никому, не передав своей тайны.
Но, похоже, что выполнение миллионного заказа было невозможно по другим причинам: изобретение пирогранита было основано на экспериментальном смешивании различных образцов глин, месторождения которых могли быть совсем незначительными. В этом случае «одноцветность» изделий стала роковым пунктом контракта, приведшим к разорению и закрытию предприятия в 1893 году. После этого Веселов работал на заводе братьев Колянковских (завод «Новь» на реке Вельгии), в Парахино (Крестецкий уезд) и на заводе Гаврилова в Потерпелицах. Умер он «от чахотки, лет сорока с лишком отроду» (возвращался из Миголощ, где клал печи в школе. Поспал в дороге на голой земле и простудился). Произошло это только через восемь лет после закрытия «Пирогранита».
О той славной истории у Веселовых оставалась реликвия – серебряная медаль с Парижской выставки. Но после смерти мастера, Евдокия Модестовна заложила её местному ростовщику Ивану Николаеву, дом которого находился на правобережной стороне города возле монастыря, где она пропала в случившемся пожаре. В конце 1920-х годов директор Боровичского музея Сергей Николаевич Поршняков, после беседы, приобрёл у вдовы и её зятя К. Голумбовского несколько изделий завода: половинку полированного кирпича, плитку, сделанную в Париже (с профилем президента Франции Карно), изразцовую плитку с барельефным изображением средневекового стрелка, небольшие настольные бюсты Екатерины II, а так же бюсты Аполлона и Венеры.
О дальнейшей судьбе завода «Пирогранит» известно, что владельцем его стал Великий Князь Владимир Александрович, приезжавший в Боровичи на областную выставку. В дальнейшем владельцами «Пирогранита», который с 1903 года стал называться «Терракота», были АО «Франко-русский пирогранит», инженер М. А. Ростен, инженер путей сообщения Г. П. Старженецкий-Лаппа (с 1903 г.) и К. Л. Вахтер (с 1913г.). В 1919 году завод национализировали, и он вошёл в состав Боркомбината как завод №4 (в 1937 году преобразован в цех №4).
Что же касается судьбы князя Голицына, то в дальнейшем она была ничем не связана с производством. Некогда историк В. Н. Татищев завидовал библиотеке Д. М. Голицына, которая считалась крупнейшей во всей империи. Василий Голицын оказался достойным продолжателем этой «книжной» традиции своего предка. В 1910 году он стал директором Московского публичного и Румянцевского музеев, был почётным членом Русского библиографического общества, Тульской и Псковской губернских архивных комиссий. В 1918 году его пригласили для работы в Музейно-бытовую комиссию Моссовета, занимавшуюся обследованием усадеб, личных коллекций, библиотек и выдачей охранных грамот их владельцам. 10 марта 1921 года Голицын был арестован, но вскоре отпущен без предъявления обвинения. С мая 1921 года он стал заведующим художественным отделом Государственного Румянцевского музея, вскоре переименованного в Государственную библиотеку им. В. И. Ленина. Скончался Василий Дмитриевич в 1926 году в Москве.
Вот такая история, что здесь правда, а что – нет, решайте сами. Вспоминается старая американская мудрость – «доллар тому, кто придумал, десять тому, кто сделал и сто тому, кто продал». Как знать, может быть русский «огненный гранит» сегодня составлял бы достойную конкуренцию традиционному немецкому клинкеру, сложись его судьба по-другому. Но произошло то, что произошло.
«История спешит запечатлеть успех, а не благородные деяния людей», с этим высказыванием трудно спорить, но возможно память о Боровичском пирограните, указывает на то, что это ещё не конец истории? Как знать…
В основу написания статьи, легли:
Материалы сайта «Русская майолика»
- «Две истории пирогранита»;
- «Уникальная керамика Жолнаи»;
- «Музей керамики Жолнаи в Пече»;
Статья А. Игнатьева «К истории завода «Пирогранит» в Боровичах», сайт https://delbor.ru/
Обзор «Пирогранит» на официальной странице музея истории г. Боровичи и Боровичского края в соц. сети «ВКонтакте»
Свободная энциклопедия Википедия