Клинкерная керамика свойства и разновидности

Одесса перекрёсток Итальянской и Ланжероновской улиц Одесса перекрёсток Пушкинской и Ласточкина улиц Одесса перекрёсток из песочно-жёлтой клинкерной брусчатки

Клинкерная керамика – это искусственные каменные материалы установленной формы, выработанные из глины путём обжига в интервале температур 1250 – 1350 °С до полного спекания без остекловывания поверхности. Эти товары относятся к так называемому товару с грубым черепком. От обычных изделий грубой строительной керамики (кирпича обыкновенного, черепицы, облицовочных плиток) клинкерные керамические материалы отличаются более высокой механической прочностью (на сжатие, на истирание, на изгиб), меньшим водопоглощением (0-6 % по массе). Такие высокие показатели обеспечиваются их структурой и фазовым составом, несколько отличными от таковых в керамическом черепке. В клинкерных керамических материалах содержится повышенное количество стеклофазы. Структура клинкерных керамических материалов – плотная, микрозернистая, без крупных включений, пустот и каверн. Именно она обеспечивает такие высокие эксплуатационные характеристики.

Есть в вечном городе Одессе перекрёсток Итальянской (Пушкинской) и Ланжероновской (Ласточкина) улиц. Его знает каждый одессит, да и многим приезжим он надолго запоминается из-за необычного песочно-жёлтого цвета мостовой. Мостовая на перекрёстке, вероятно, одна из самых старых в Европе среди тех, что выложены клинкерной брусчаткой. За 150 лет эксплуатации покрытие мостовой ни разу не ремонтировалось, а движение по ней никогда не прерывалось. Из клинкерной мостовой выпали всего несколько брусков, да и те, похоже, выворотили гости города – на добрую память. В остальном жёлтый перекрёсток выглядит так, словно его замостили только вчера.

Клинкер как технология имеет почтенный возраст (более 150 лет) и заслуженную репутацию в мире отделочных материалов. Можно сказать, что полтора века назад клинкерный кирпич и плитка заняли нишу, в которой только совсем недавно (в начале 90-х годов 20 столетия) у них появился первый реальный конкурент – керамогранит (керамический гранит). Как строительно-отделочный материал клинкер имеет следующие разновидности:

  1. Облицовочная керамическая плитка общего назначения для наружной и внутренней отделки зданий (полы, стены, лестницы и другие архитектурные элементы);
  2. Технический клинкер: дорожный клинкер (мостовой кирпич или плитка) – для мощения дорог, тротуаров, пешеходных дорожек, патио и тому подобное; материалы для полов общественных и промышленных зданий, в том числе с высокой эксплуатационной нагрузкой; кислотоупорные материалы – для футеровки резервуаров и отделки хранилищ в производствах с агрессивными условиями (кирпич и плитка керамическая различных фасонов); водостойкий клинкер для гидротехнических сооружений;
  3. Специальные экструдированные детали для облицовки сложных архитектурных форм.

Помимо низкой пористости, высокой механической прочности (на сжатие, изгиб, истирание) для отдельных типов клинкерных керамических материалов существуют свои специальные требования. Например, для гидротехнического клинкера важна не столько прочность, сколько водопоглощение, которое не должно превышать 2 % по массе. Для отделочных разновидностей важнее внешний вид и отсутствие видимых дефектов, для дорожного клинкера определяющими являются прочностные показатели.

В основу написания статьи легли материалы:
Башкирский химический журнал. 2010. Том 17. № 4

7
Ваша оценка: Нет Средняя: 7 (2 votes)

There is 1 Comment

Аватар пользователя Никанорыч

Да, бывал я в Одессе и видел этот перекрёсток с песочно-жёлтой клинкерной брусчаткой. Действительно мостовая и сейчас в прекрасном состоянии. После пешей прогулки по брусчатке возникает вопрос: а почему замостили только 100 метров? Дело в том, что когда отцы вечного города озадачились заменой покрытия улиц, тогда предприимчивые голландцы, первыми наладившие массовое производство  клинкера  в Европе, морем доставили в город партию кирпича, и в порядке рекламы замостили оживлённый перекресток. Однако о противоскользящей насечке тогда ещё не знали, и покрытие было сочтено чрезмерно скользким. В дождливую погоду неоднократно падали жители и даже всадники на конях.