Пользователь после завершения облицовки обнаружил, что пол отличается, в частности, его эстетические характеристики, от ожидаемых результатов. Это может быть лишь «субъективное» мнение, то есть облицованная поверхность в определённых условиях, производит неприятное впечатлении на пользователя, что не учитывалось при выборе плитки. Плитка может отличаться и по объективным причинам, например, по тону, по классу материала и тому подобное. И в том и в другом случае, пользователь не удовлетворён результатами облицовки, и уверен, что поставщик (поставщики) обошёлся с ним несправедливо.
Причина
Если отличия «субъективные», то перед нами встает сложная проблема: причины исключительно умозрительные, основывающиеся на визуальном и физиологическом восприятии всей поверхности по сравнению с впечатлением от отдельного элемента облицовки. В конечном счёте, выбор плитки осуществляется по образцам, которые отражают очень ограниченный фрагмент поверхности. Выбирая плитку, не всякий представляет её как элемент обширной по площади облицованной поверхности, и не думает о том впечатлении, которое будет производить плитка (во внимание берутся декоры, блеск, возможная дисгармония с помещением, текстура поверхности, созданная и подчеркнутая швами плитки) в зависимости от её расположения. В этом случае причиной неудовлетворённости потребителя стал простой недосмотр, который при желании не может считаться ошибкой «декорационного» или архитектурного планирования облицовки.
В том, что касается объективных отличий, то причиной почти всегда являются ошибки или недопонимание между потребителем-покупателем и поставщиком плитки. Нормативы Стандартов EN 14411 устанавливают 5%, как допустимое количество дефектных плиток на одну партию плитки самого высокого качества. Безусловно, плитки, в которых дефекты очевидны, должна быть изъяты перед укладкой. Кроме того, необходимо четко различать две ситуации: 1) Потребитель заказывает высококачественную плитку, а вместо этого получает от поставщика плитку более низкого качества. Очевидно, между производителем и покупателем возникло недопонимание. 2) Потребитель заказывает плитку высокого качества и получает плитку, заявленную как высококачественная, которая, однако, не отвечает указанным требованиям, отличающим плитку высокого качества от более низкого. В этом случае продукция является дефективной, так как не отвечает согласованным требованиям.
Предотвращение
Возникновение субъективных различий можно избежать путём тщательного визуального планирования облицовки поверхности, включая проведения испытаний непосредственно перед укладкой плитки. К примеру, можно разложить достаточно большое количество плиток на поверхности пола, чтобы иметь представление об эстетических свойствах облицовки.
Объективные отличия можно предотвратить при помощи особого контроля за плиткой перед укладкой: тщательно проверив плитку, удостоверьтесь, что качество отвечает оговоренному заранее. Кроме того, чтобы избежать ошибок и недопонимания, покупатель должен всегда сохранять образцы плитки, которую он выбрал, чтобы сравнить их с поставленной продукцией. В случае, если дефектная плитка обнаружена в таком количестве и качестве, что можно говорить о поставке плитки более низкого качества, необходимо прекратить укладку и проверить соответствующими методами испытаний, указанными в Нормативах ISO 10545 Часть 2.
В основу написания статьи легли материалы:
«Как и почему» составители Тимеллини Джорджио и Пальмонари Карло.