Неоднократно замечал, что дорожки и отмостки, выполненные из цементно-песчаного раствора или бетона, через некоторое время начинают крошиться и пылить. В интернете встречаются статьи, в которых предлагается выполнить железнение поверхности, мол, это значительно продлит срок службы. Однако в том, как проводить такую технологическую операцию, мнения расходятся. Полагаю, что и результат может отличаться. В связи с этим прошу форумчан поделиться опытом в том, как и когда нужно проводить железнение цементной стяжки или бетона.
Для начала нужно определить, зачем делается железнение цементных покрытий. Дело в том, что под действием силы тяжести происходит оседание частиц наполнителя (песок, отсев) и цемента. Верхний слой в таком случае застывает и схватывается с повышенным содержанием воды, что отрицательно сказывается на механической прочности и устойчивости пола к стиранию. Для повышения устойчивости верхнего слоя пола к стиранию пользуются железнением цементной стяжки.
Применяется исключительно на горизонтальных покрытиях. Свежему цементному покрытию немного даём устояться (около 6-7 часов). После этого, можно обработать поверхность грунтовкой для повышения адгезии. Если грунтовки нет, то можно обойтись без неё.
Далее необходимо равномерно, например через сито, рассыпать цемент (или специальный состав) по поверхности покрытия слоем примерно в два миллиметра. Полученный слой необходимо уплотнить и оставить на некоторое время (20-30 минут). Так как наша поверхность ещё не совсем просохла, порошок вытянет из нее влагу и превратится в тесто. Его-то и нужно тщательным образом разгладить, что и придаст поверхности покрытия требуемые свойства. Разглаживание вручную нужно производить тёркой или гладилкой, желательно длительное время до приобретения поверхностью иссиня-чёрного цвета. Небольшие неровности на поверхности уменьшат скольжение, их можно получить поступательными движениями тёрки или гладилки влево-вправо.
Мокрый способ железнения можно применять как для горизонтальных, так и вертикальных оснований. Необходимо просеять через сито цементный порошок. К цементному составляющему можно добавлять некоторые иные укрепляющие материалы, например песок или «жидкое» стекло. Добавление извести придаст составу эластичных характеристик, её содержание должно быть равно в соотношении 1:10 к цементу. В сухую смесь добавляем воду, в результате получаем своеобразное «тесто». При приготовлении смеси важно соблюсти пропорцию песка и цемента, которые должны составить 1:1.
Как только раствор будет готов, его следует нанести на бетонное основание и распределить шпателем. Процесс распределения преследует цель получить гладкую поверхность. Теперь основание бетона следует оставить для набора прочности.
Если железнение стяжки предполагается производить мокрым методом, начинать такие работы допустимо не ранее, чем через 2 недели после заливки бетона. За этот период основание станет обладать нужным соотношением прочности и влажности.
Бетонная дорожка на улице уже четвёртый сезон используется. В некоторых местах образовались потёртости, выщерблины, трещины, верхний слой слегка пылит. Можно ли проводить железнение по мокрому способу? Точнее будет ли от него смысл?
Раствор для дорожки сами готовили из цемента и песка или покупали на заводе? Кстати, работы по бетонированию под вашим надзором проходили?
Полагаю, вопросы касаются качества материалов и выполненных работ бетонной дорожки. Так вот, раствор для бетонирования готовили на месте из цемента, песка и отсева, где-то в пропорции 1:3:5. Заливали и ровняли самостоятельно. По бокам стоят бордюры. В целом дорожка крепкая, но потерялся внешний вид, плюс немного пылит. Ходим по ней пешком, иногда тележку на резиновых колёсах катаем.
Обдумываю несколько вариантов для придания красивого внешнего вида:
Из предложенных способов обновления внешнего вида бетонной дорожки наименее затратным по труду и деньгам, будет железнение верхнего слоя покрытия по мокрому способу. В этом случае опрятный внешний вид продержится ещё сезона три-четыре. А далее процедуру можно повторить. В качестве альтернативы можно применить специальную пропитку как упрочнитель крошащихся полов, повышая их износостойкость. Правда, это более дорогое удовольствие.
Перед нанесением материала основание должно быть очищено от пыли и грязи. Имеет смысл отшлифовать поверхность, значительные трещины и неровности необходимо расшить и выровнять.
Мокрый способ железнения тем и хорош, что его можно применять на созревших бетонных и цементных основаниях.
Да, согласен с Никанорычем, железнение верхнего слоя мокрым способом наименее затратный вариант. Тротуарную плитку логично применить когда допустимо поднятие уровня дорожки над землёй. Если соберётесь проводить заливку нового слоя стяжки, то исключите применение самовыравнивающихся смесей. Иначе намучаетесь с бордюрами или опалубкой, раствор постоянно будет утекать, куда не надо. Был такой опыт. Толщину слоя новой стяжки ведите от 3-х сантиметров и выше. Используйте грунтовку или адгезионное молочко.
Какую толщину раствора следует выбрать при железнении по мокрому способу? Есть ли ограничения по минимальной или максимальной толщине слоя? Как быть с ямками и пылящими участками?
Отвечу по порядку: